Ольга Веселовская, руководитель Изостудии, художник
Февраль, 2016.
Февраль, 2016.
Уже
второй год существует наша изостудия.
Чем же мы там занимаемся, чему учим?
Благодаря посту одного из родителей
наших учеников я решила ответить на эти
вопросы и подробнее осветить некоторые
моменты.
Почему
и зачем человек рисует?
Наверно,
в первую очередь потому, что ему хочется!
Да.
А
кто сам пробовал, тот знает, что
изобразительное творчество — это способ
познания окружающего мира («я знаю,
какая лошадь - я её рисовал»).
Рисование
— также выражение своего отношения к
явлениям и событиям. Это способ работы
со своими эмоциями, канал для выхода
как радости, так и гнева. Это переживания.
Увлекательный процесс творчества. В
ряде случаев это и результат (картина,
рисунок).
«Финский
и русский подход?»
Многие
говорят о финском и русском подходах к
изобразительному искусству. Давайте
разберёмся, что здесь имеется в виду.
Различие
существует, и оно имеет исторические
корни.
Русской
традиции, которая испытала на себе
византийское влияние, свойственно
использование одновременно нескольких
выразительных средств (форма, цвет,
линия, пятно, контур, пространство,
фактура). С детства у нас со словом
«красивый» ассоциируется «украшенный,
насыщенный деталями, цветом». Вспомните,
как выглядели страницы любимых сказок
вашего детства. Скорее всего, они были
богато украшены орнаментами, витиеватыми
заглавными буквами, яркими, сочными
цветами. А полотенца в доме, а посуда? У
многих людей со славянскими корнями
понятие красоты прочно связывается с
обилием декоративных элементов.
Скандинавская
и финская культуры, напротив, склонны
упрощать деталировку, используя только
одно-два выразительных средства
одновременно, не допуская ощущения
перегруженности. Именно в предельной
простоте здесь научились видеть красоту.
Неотъемлемой
частью культуры стала эстетика изобилия
либо соответственно сдержанности.
Хорошей иллюстрацией может служить
убранство культовых сооружений
православия (также католицизма) по
сравнению с лютеранством. Разница
подходов видна во многих видах искусства,
в том числе в народном творчестве.
Благодаря
интернету и возможности путешествовать
современному человеку уже с детства
становится доступно множество различных
подходов: смотри, пробуй, чувствуй,
принимай новое. Расширяй своё сознание,
развивай вкус.
Подход
к обучению изобразительному искусству
также различается. Разницу можно
охарактеризовать так. Реалистический
подход — это ответ на вопрос «КАК?» В
первую очередь ставится акцент на
схожести с натурой, на высоком уровне
технического исполнения, обучают
реалистическому изображению предмета.
Вопросы «что мы изображаем» и «зачем»
отходят на второй план.
Другой,
концептуальный подход — это ответ на
вопрос «ЧТО?» Ставится вопрос, ЧТО мы
изображаем, зачем это делаем, и ЧТО мы
хотим передать. Вопрос «как» -
второстепенный.
Российское
художественное образование традиционно
базировалось на реалистическом подходе.
Рисование с натуры прекрасно развивает
наблюдательность, пополняет личную
копилку образов, развивает так называемую
память руки. Однако, чрезмерный
академический нажим, акцент на правильности
построения и развитии технических
навыков часто «засушивает» молодого
ученика, убивает его живую фантазию и
самостоятельное видение, загоняя в
жёсткие рамки правил. Робкий вопрос «А
у меня правильно?» выдаёт внутреннее
состояние несвободы. В результате такого
перекоса нейтрализуется эмоциональная
составляющая процесса, пропадает радость
творчества. Возникает вопрос: а ради
чего мы учим?
Концептуальный
подход, в свою очередь, избавлен от
проблем чрезмерного штудирования.
Манифестом провозглашается творчество.
Казалось бы, что может быть лучше? Твори
и будь свободен, никаких правил! Но в
начале творческого пути это грозит
полным хаосом — в следствие отсутствия
у начинающего отправной точки, какой-либо
базы накопленных образов. В результате
используются одни и те же клише. Не
подкреплённые наблюдениями реальной
жизни, созданные характеры страдают
однообразием и малой выразительностью.
В результате замысел картины остаётся
не донесённым до зрителя ввиду слабости
образов и неразвитости технических
навыков.
С
распространением фотографии реализм
в искусстве в определённой степени
потерял актуальность: теперь фотоаппарат
выполняет задачу воспроизведения
действительности несравненно быстрее,
дешевле и точнее. Что остаётся художнику?
Его самого, да и зрителя интересуют
чувства, переживания, личное отношение
автора к изображаемому. Что автор счёл
главным, а чему не придал значения? Как
он трепетал, выписывая цветы, ощущая их
аромат! Зритель «считывает» эмоции,
глядя на картину. Получается, современному
художнику повезло — технические задачи
переданы фотографии, а ему осталось
самое вкусное — творчество.
Какой
подход у нас в изостудии?
Придётся
ли нам выбирать между реализмом и
концепцией, между «учимся» и
«творим»?
В
наших занятиях мы стараемся совмещать
оба этих подхода, взяв от каждого лучшее.
Учимся, творя, или вернее так: творим,
учась.
Мы
много рисуем с натуры, стараясь при этом
не забывать, что художник не должен
становиться рабом натуры. Не художник
для натуры, а натура для художника!
Натура
должна вдохновлять, может быть озадачивать
- работа должна быть эмоциональной, даже
если мы рисуем... спичечный коробок.
Работа, выполненная равнодушно, не
затронувшая самого автора, не затронет
и зрителя.
Чему
следует учить в первую очередь?
Нет,
не тому, как смешивать краски. Не светотени
и перспективе.
Главной
целью является научить ВИДЕТЬ. Видеть
как художник.
Кто-то
проходит мимо дерева, не обращая на него
внимания. Кто-то краем взгляда зацепит
основание, взгляд побежит вверх и вдруг
остановится — внезапно кора становится
шершавой и совсем другого цвета! Почему?
Там сверху, мощное разветвление! Какой
странной формы ветви... Ой, а небо! Вон
там, среди серой пелены, маленькое
синее-синее пятно, какое же оно яркое!
Оно похоже на птицу. Мы учимся смотреть
и ВИДЕТЬ. Замечать необычное в обычном.
Быть наблюдательными.
Художник
видит - и переживает восторг, удивление
(радость, грусть, боль). И он берётся за
кисть. Эмоция — обязательная предпосылка
для творчества.
А
как всё-таки с науками? Можно (и нужно
ли) учить светотени и прочим наукам, и
если да, то когда? Можно учить. Когда —
тогда, когда ученик готов воспринимать
такую информацию. Он сам задаст такой
вопрос. И тут его нельзя оставить без
ответа. Ответ всегда будет понят на
своём уровне. Позже будем не раз
возвращаться к теме, каждый раз углубляясь.
Заодно — повторение, которое, как
известно, мать учения.
В
чем мы видим нашу задачу?
Основную
задачу я вижу в поддержании мотивации
к изобразительному творчеству. Мало
кто станет профессиональным художником,
но мы поможем каждому желающему научиться
этому языку — языку изобразительного
искусства, замечательному способу
самовыражения.
Поддерживать
мотивацию довольно просто: для этого
ученикам должно быть интересно. Что не
исключает возможности и сложных заданий.
Задания стараемся делать разнообразными.
Мы
пробуем различные техники, различные
виды искусства (живопись, графику, лепку)
и внутри них различные жанры (натюрморт,
пейзаж, портрет, анималистика и др).
Отлично
работает собственный пример: если
преподаватель рисует прямо на глазах
у учеников, они видят, что «вот так
можно», этими же красками и вот этой
самой кисточкой. Другой может, и я смогу!
No comments:
Post a Comment